You need to upgrade your Flash Player.
Главная Новости Новости сайта Социальная сеть микроблогов «Twitter» как среда распространения массовой информации
 
Социальная сеть микроблогов «Twitter» как среда распространения массовой информации PDF Печать E-mail
Новости - Новости сайта
01.10.10 00:00
Социальные сети в бизнесеСервис микроблогов «Twitter» начал работу в 2006 году и достаточно быстро завоевал огромную популярность: в июле 2009 г. было зафиксировано 51,6 млн. уникальных посетителей сервиса. Эта статистика не учитывает пользователей, использующих для чтения и публикации записей специальные программы (то есть, реальная аудитория «Twitter» ещё больше). Несмотря на то, что сервис появился относительно недавно, он успел привлечь к себе внимание пользователей, средств массовой информации, рекламодателей и исследователей. К примеру, журналист газеты «La Stampa» Клаудио Галло называет сервис «Twitter» «цифровым телеграфом», а отечественный Интернет-журналист Надежда Баловсяк полагает, что «Twitter» как самый популярный сервис микроблогов оказал влияние на современный Интернет в целом, поскольку именно от пользователей этой сети можно узнать самые актуальные новости раньше, чем из профессиональных СМИ.


Любой сервис микроблогов имеет следующие принципиальные отличия от сервисов обычных блогов: жёсткое ограничение на объём каждой записи (к примеру, у сервиса «Twitter» – 140 знаков), бедные возможности управления ими (невозможность редактирования, ограничения доступа к отдельным записям,) изначальная ориентация на публикацию записей с мобильных устройств (в основном посредством SMS) либо с помощью клиентских программ, минимизация объёма пользовательского профиля, аскетичный дизайн пользовательских страниц. Сервис «Twitter» имеет и другие ограничения, которых нет в других сервисов микроблогов: он не позволяет пользователю создавать группы (в отличие от сервисов «Twicco»[3] и «SMSter» [4]) и комментировать записи (такую возможность предоставляет сервис «Juick» [5]), отправлять личные сообщения пользователям, с которыми не установлена взаимная «дружеская» связь. Перечисленные особенности связанны с тем, что подобные сервисы ориентированы на использование с помощью мобильных устройств, а значит – на постоянный доступ, возможность публикации записи в любой момент и непрерывное отслеживание публикаций в тех микроблогах, на которые подписан пользователь. Всё это не исключает пользования сервисом в режиме обычного блога, но даёт пользователям возможность мгновенного получения потенциально важной информации.
Это предположение подтверждают многочисленные примеры использования сервиса «Twitter» как наиболее популярной платформы микроблогов в качестве канала распространения информации, представляющей особую важность – как для ограниченной, так и для массовой аудитории. Так, 10 апреля 2008 г. студент факультета журналистики университета Беркли Джеймс Бак, освещавший антиправительственные выступления в египетском городе Махалла, был арестован вместе со своим переводчиком. Бак успел опубликовать в своём микроблоге сообщение об аресте, его подписчики незамедлительно разослали информацию другим пользователям, она дошла до администрации университета, которая и наняла адвоката. На следующий день после задержания Бак был освобождён. 15 января 2009 г. в результате столкновения со стаей птиц авиалайнер, следовавший из Нью-Йорка в Северную Каролину, совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон. Очевидец катастрофы Джейнис Крамс сфотографировал самолёт и выбравшихся на крылья пассажиров на камеру мобильного телефона, загрузил фотографию на сервис twitpic.com и опубликовал сообщение об увиденном в своём микроблоге: «Самолёт сел в Гудзон. Я на пароме, идущем на помощь людям. С ума сойти!». Сообщение Крамса опередило не только сообщения телеканалов и радиостанций о катастрофе, но и публикации в профессиональных Интернет-СМИ. Следует отметить, что это событие, как пишет журналист и блоггер Ольга Шагалова, вызвало волну интереса к сервису «Twitter» в русскоязычном сегменте Интернета.
Более интересны примеры, относящиеся к более позднему времени. В ноябре 2008 г. в Мумбаи была совершена серия терактов. Сообщения о произошедшем начали появляться в сети «Twitter» практически сразу же после начала атаки. Кроме свидетельств очевидцев, в микроблогах также публиковалась информация о больницах, в которых заканчивалась донорская кровь, просьбы к донорам, а также составлялись списки погибших и раненых. Более того, не менее пяти пользователей «Twitter» отправляли сообщения, находясь в захваченных террористами зданиях. По сети также прошёл слух, что власти Индии потребовали, чтобы пользователи прекратили публиковать записи о терактах в Интернете – якобы для того, чтобы террористы по их сообщениям не смогли отслеживать действия полиции. Впоследствии эта информация была опровергнута. Реальный же запрет со стороны властей на освещение ситуации в блогах и микроблогах имел место во время президентских выборов 2009 г. в Иране и в течение нескольких дней после них. Иранским пользователям был заблокирован доступ к самым популярным Интернет-сервисам социальных сетей, в том числе и к сети «Twitter». Однако, несмотря на принятые меры, пользователи всё же продолжали публиковать сообщения о ходе выборов и акциях протеста сторонников оппозиции, последовавших за ними. Доступ к заблокированным сервисам пользователи могли получить, подключаясь к прокси-серверам. Также стоит отметить тот факт, что администрация сервиса «Twitter» по многочисленным просьбам иранских пользователей перенесла профилактические работы, совпавшие с выборами. Можно также упомянуть, что сеть «Twitter» также активно использовалась сторонниками оппозиции во время выборов в парламент Молдавии в апреле 2009 г. – не только для публикации сообщений о ходе выборов и акциях протеста, но и, главным образом, для координации действий демонстрантов. В некоторых зарубежных СМИ эти акции протеста получили название «Интернет-революция» или «Twitter-революция».
Об удобстве сервиса «Twitter» как среды оперативного распространения информации свидетельствует и тот факт, что многие средства массовой информации публикуют анонсы своих материалов в своих микроблогах. Можно, например, отметить большую группу аккаунтов телекомпании CNN: кроме общего микроблога (@cnn) её сотрудники ведут отдельные блоги для экстренных новостей (@cnnbrk), деловых новостей (@cnnbusiness), главных тем (@cnn_top), новостей метеорологической службы (@cnnweather), новостей из Пентагона (@cnnpentagon), отдельные микроблоги национальных и региональных отделений компании (к примеру, @cnnchile), личные микроблоги журналистов (@awmooneycnn – Александр Муни, @klustout – Кристи Лю Стаут, @jimacosta – Джим Акоста) и множество других.
Несмотря на то, что среди российских пользователей сервис «Twitter» в настоящее время менее популярен, чем социальные сети других типов, можно найти подобные примеры и в русскоязычном сегменте сети. Среди недавних событий можно отметить взрыв на складе пиротехники в Воронеже 23 сентября 2009 г. Взрыв произошёл в 12:40 по местному времени, в 12:42 появилось первое сообщение в микроблоге Виктории Логачёвой: «Что за взрыв был? У нас аж дом задрожал и окна чуть не вылетели. В районе Острогожской или военного аэродрома» [6]. Спустя три минуты блоггер уточняет: «Район военных складов возле училища радиоэлектроники. Родители позвонили (р-н Чапаева-Грамши), по двору летает мусор, все машины орут» [7]. Информационное агентство «Воронеж-медиа» сообщило о происшествии в 13:21 [8], на сайте местной газеты «Моё!» заметка [9] на ту же тему появилась в 13:22. Первый телевизионный сюжет появился в программе «Вести-Воронеж» в 14:20, центральные телеканалы сообщили о взрыве ещё позже. Таким образом, быстрому и широкому распространению информации о взрыве в сети «Twitter», очевидно, помешала только малая популярность сервиса среди русскоязычных пользователей.
Итак, преимущества сети «Twitter» как среды оперативного распространения информации очевидны. Среди них уже упомянутая выше возможность публиковать сообщения как с настольных компьютеров, так и с мобильных устройств. В совокупности с жёстко ограниченной длиной сообщения это обеспечивает возможность публикации сообщения о событии с минимальной задержкой. Большая популярность сервиса во всём мире (чего пока нельзя сказать о России) и простота републикации способствует быстрому распространению информации в рамках сети. А изначальная открытость записей для чтения незарегистрированным пользователям (если автор не закроет к ним доступ самостоятельно) и возможность чтения записей в микроблогах при помощи RSS-агрегатора позволяют информации распространяться и за пределами сети.
Однако у сервиса существуют также некоторые ограничения и недостатки, зачастую являющиеся продолжением достоинств. Первый и, пожалуй, самый существенный недостаток таков: лёгкость публикации сообщений и сокращение времени, требуемого на их подготовку, приводит к возрастанию объёма информационного шума, и целенаправленный поиск информации в микроблогах оказывается затруднён. Ситуация усугубляется тем, что при поиске по тегам приходится учитывать все их возможные варианты. В частности, для воронежских событий параллельно существуют два тега: #voronezh и #vrn. Второй весомый недостаток всех сетей микроблогов (и в особенности сервиса «Twitter») – невозможность глубокого анализа ситуации, а также полноценной дискуссии (если отсутствует возможность комментирования сообщений). В сети «Twitter» есть возможность ответа на конкретное сообщение, но этот ответ будет опубликован в микроблоге отвечающего, как обычная запись, а не привязан к исходному сообщению, как комментарий. Таким образом, дискуссия между тремя и более пользователями невозможна. Тем не менее, данный недостаток можно признать скорее особенностью сервиса, к которой следует приспособиться. И третий недостаток сети «Twitter», который следовало бы отметить здесь – зависимость от сторонних сервисов. Сообщение ограниченной длины не может вместить в себя гиперссылку средней длины с пользовательским комментарием, поэтому среди пользователей сетей микроблогов принято использовать сервисы для укорачивания ссылок – такие, как, например, tinyurl.com. Для публикации фотографий, аудио- и видеозаписей пользователи также вынуждены использовать сторонние сервисы, что не всегда возможно, особенно при публикации с мобильных устройств. Учитывая то, что фотографии и видеозаписи, сделанные очевидцами, имеют особую ценность как свидетельства, которые достаточно нелегко подделать, этот недостаток также можно признать существенным.
Несмотря на присущие ей недостатки и пока ещё недолгое время существования, сеть «Twitter» уже заявила о себе как об удобной среде оперативного распространения информации. Вопрос, является ли сервис микроблогов полноценным средством массовой информации, слишком неоднозначен для настоящего доклада, однако тот факт, что сеть «Twitter» уже используется в настоящее время в целях публикации и распространения массовой информации, говорит о том, что в дальнейшем её роль в системе мировых средств массовой коммуникации будет возрастать.

Браславец Лада Александровна


   





Обсуждение ВКонтакте

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Отели Петербурга | недорогие гостиницы санкт-петербурга | недорогой мини-отель спб | хостел в питере | бизнес-отель в санкт-петербурге | Новости гостиниц| Каталог статей
Ресторанный бизнес, гостиничное дело, новости индустрии гостеприимства, реклама в журнале о гостиницах.
Использование текстовых и иллюстративных материалов с данного сайта в сети Интернет возможно при наличии ссылки.
Публикация материалов в печатных изданиях, книгах или в иных формах использования на материальных носителях (бумага, пленка и т.п.) возможна с согласия правообладателя.
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.
Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов опубликованных материалов.

Поддержка и продвижение сайта: ООО "Славянские технологии"

Рейтинг@Mail.ru Анализ сайта в поисковиках
Рентген зуба - исправление прикуса. Товары для стоматолога.